Информация

Организационные основы работы Интернета

Глобальная мировая телекоммуникационная сеть, широко известная как Интернет, воспринимается в XXI веке как нечто совершенно привычное, так же, как в конце XX века воспринимались телевидение и радиовещание. Тем не менее, технологические и организационные основы работы Интернета существенно отличаются от привычных нам масс-медиа — и приводят к тому, что Интернет как глобальная коммуникационная среда обладает совершенно особыми свойствами, придающими этой среде чрезвычайно высокую привлекательность.

При использовании Интернета для информационного обмена важно помнить следующее:

Интернет как целое представляет собой объединение не связанных друг с другом ни организационно, ни каким-либо иным образом информационных вычислительных сетей, осуществляемое на добровольной основе на основании договорённостей системных администраторов этих сетей.
Ресурсы (Web–сайты, серверы электронной почты и обмена мгновенными сообщениями и т.д.), доступные при использовании Интернета, размещаются внутри его информационного пространства на добровольной основе системным администратором составляющей Интернет сети, в которой находится данный ресурс. Владельцы отдельных сетей, составляющих Интернет, расходуют собственные средства на приобретение и настройку оборудования и программ, оплату каналов связи, оплату труда персонала, и несут прочие расходы, необходимые для функционирования своих сетевых ресурсов, поэтому они вправе распоряжаться этими ресурсами по своему усмотрению.
Не существует какого-либо «центрального» органа, каким-либо образом регулирующего заключение этих договорённостей либо контролирующего их выполнение — Интернет не подконтролен никакому правительству никакой из стран мира, а также какому бы то ни было надправительственному органу.
Сложившееся у некоторых людей представление о том, что Интернет является неким единым собранием ресурсов, доступ к которому монополизировали провайдеры, которые и придумали удобные для них самих правила, и на их основании ограничивают свободу пользователей — ошибочно.

Из сказанного выше вытекают два важных следствия:

  1. Доступ к какому-либо ресурсу внутри информационного пространства Интернета контролирует только системный администратор сети, внутри которой находится этот ресурс — он же формирует политику доступа к этому ресурсу, контролирует её соблюдение и непосредственно сам доступ к ресурсу.
  2. Не существует механизмов какого бы то ни было правового регулирования доступа к ресурсам Интернета — выражаясь неформально, если вам закрыли доступ на какой-то Web–сайт, то жаловаться вы можете только системному администратору этого сайта, и никому больше — в полицию (прокуратуру, Правительство, ООН) обращаться по этому поводу совершенно бессмысленнo. Также бессмысленно по этому поводу жаловаться провайдеру, предоставляющему вам доступ к Интернету — провайдер имеет на системного администратора ресурса, к которому вам закрыли доступ, не больше влияния, чем вы сами.

Однако, важно понимать разницу между доступом к ресурсу и размещённым на ресурсе контентом.
Несмотря на то, что в своей политике доступа к своим ресурсам системный администратор не подконтролен никому, ответственность за то, что на этом ресурсе находится (за т.н. «контент»), системный администратор ресурса несёт в соответствии с законодательством той страны, в которой физически находится сервер — пользователь, которого раздражает тот или иной контент, найденный им в сети, должен понимать, что законодательства разных стран допускают различное толкование возможности публичного размещения тех или иных материалов, и, как следствие, то, что является совершенно незаконным (или, например, неэтичным) в той стране, где находится пользователь, вполне может быть в рамках законодательства страны, в которой размещён сервер.

Из предыдущего абзаца вытекает ещё одно важное следствие:

  • Существующая правовая система с её традициями и практиками плохо подходит для применения её в Интернете. Перед тем, как пытаться жаловаться в официальные структуры на тот или иной контент, пользователю самому предлагается разобраться, в какой стране находится сервер с тем ресурсом, который так расстроил пользователя, и насколько расстроившее пользователя содержимое находится в согласии с законодательством той страны.
    Как правило, гораздо проще просто выпить 30 капель настойки валерианы (или 50 мл коньяка, по вкусу) и просто больше не посещать данный ресурс — чтобы не расстраиваться.

Отдельно стоит отметить, что иногда всё-таки бывают случаи, когда доступ к тем или иным ресурсам вам закрывает ваш Интернет-провайдер. Как правило, это бывает из-за нарушения регламента доступа к сети вашего провайдера — да-да, информационно-вычислительная структура огранизации-оператора связи, предоставляющей вам доступ к ресурсам глобальной информационной сети, сама по себе также является ресурсом, и инженерный персонал оператора связи оставляет за собой право ограничивать доступ к своей сети вам как абоненту для обеспечения равноправного доступа к ней остальным абонентам.
Случаи нарушения регламента доступа бывают злонамеренными и случайными, например, в результате работы на компьютере пользователя вредоносного программного обеспечения. Если вы полагаете, что ограничение вашего доступа к информационным ресурсам Интернета произошло именно в результате работы какой-либо вредоносной программы, вам следует обратиться в техническую поддержку вашего провайдера за консультацией, какие действия следует предпринять для восстановления доступа.
Совершенно бессмысленно требовать от провайдера «немедленно подключить вас обратно» — вы — не единственный его абонент, и ни один оператор связи не станет действовать в интересах любого из своих абонентов, если это идёт в ущерб другим. Гораздо практичнее в этом случае просто точно следовать советам, которые вам даст служба технической поддержки вашего провайдера.

Успешной вам работы в глобальной телекоммуникационной сети!